Ханс Руди ГИГЕР (1940) родился в швейцарском городке Чур в семье аптекаря. Место и время рождения будущего мастера "фантастического реализма" кажется необычайно удачным: более благоприятного социокультурного контекста для развития дара к оккульно-психоделическому видению придумать трудно. Еще жив К.Г.Юнг, пишущий на старости лет об алхимии, герметизме и летающих тарелках; пройдет совсем немного времени, и другой швейцарец - Альберт Хофманн - совершит эпохальное открытие, обнаружив поразительные свойства ЛСД - вещества, которое позволяет любому желающему погружаться в миры юнговских архетипов и совершать межгалактические путешествия, не вставая со стула. Другом и духовным отцом Гигера станет Сергиус Глововин - специалист по древним мифам и символам и лидер контр-культурного неомифологизма.
В детстве, по собственному признанию Гигера, больше всего интересовали девочки, цирк и темные, мрачные закоулки, где он мог без момех играть, творя свои причудливые миры. Со временем эти миры становились все более отчетливыми и детализированными. А пристрастие к черному он сохранил на всю жизнь. Впервые рисунки Гигера (цикл "Atomkinder" - "Атомные дети") публиковались с 1959 г. в журнале, издававшемся в школе кантона Чур, а также в подпольных изданиях типа "Clou" и "Hotcha". Мрачная символика и сюрреалистическая коллажность, характерная для этих рисунков, предвосхищает зрелое творчество Гигера. Гробы, черепа, деформированные человекомонстры и фантастические орудия пыток - все это пока не выходит за рамки шизоидных юношеских фантазмов и подается в модальности макаберного юмора. Но уже в середине 60-х появляется мотив, который станет у Гигера одним из ведущих: роды, рождение, эмбрионы-солдаты и зародыши-механизмы. В 70-х Станислав Гроф будет использовать гигеровский "Некрономикон" для иллюстрации своей теории пренатальной памяти: то, что человек переживает в материнской утробе и в процессе родов в значительной степени предопределяет структуру его личности. Гигер с потрясающей убедительностью воспроизводит отрицательный пренатальный опыт: его зародыши - беспомощные жертвы и убийцы одновременно, а прочеесс родов - изощренная пытка.
Вообще, механичночть, насильственно-принудительный характер биологических процессов - центральная тема Гигер. С другой стороны, сама механика биологизируется, происходит парадоксальное сращение механизма биологизируется, происходит парадоксальное сращение механизма с организмом. Отсюда - гигеровские "биомеханоиды", впервые появившиеся в конце 60-х и представляющие собою мирное, гармоничное слияние технологии, механики и биологической жизни, и ужасающий своей иномирной бесчеловечностью "Чужой".Однако знание Зла вовсе не обязательно означает подчинение его законам. Ведь Зло, в сущности - это та иллюзорная реальность, в которой мы, обычные, непросветленные существа, "движемся и живем". Понимание природы Зла может поэтому стать путем к освобождению из его пут. Так, в частности, истолковывает значение творчества Гигера его друг, знаменитый "психоделический гуру" Тимоти Лири: Гигер, ты иномирный пришелец, таящийся в моем теле, откладывающий в нем свои блуждающие яйца чуда. Ты опутал себя шелковистым коконом, словно личинка, и проложил глубокий тоннель железе моей мудрости. Гигер, ты видишь глубже, чем мы, одомашненные приматы. Не посланник ли ты какого-то сверхразумного биологического вида? Может быть, ты - вирусный гость, глядящий глазами цвета маковых лепестков на наши органы размножения? Творчество Гигера тревожит и ужасает нас потому, что охватывает громадный эволюционный период. Оно показывает нам - и даже слишком отчетливо - откуда мы пришли и куда уйдем. Он погружается в наши биологические воспоминания. Он делает наши младенческие фотографии за восемь месяцев до нашего рождения. Гинекологические пейзажи. Внутриматочные открытки. Гигер опускается даже еще глубже - в ядерную структуру наших клеток. Хотите знать, как выглядять ваши цепочки ДНК? Взгляните на его работы. Увлекая нас вспять - в наше болотистое, слизистое, вегетативное, насекомовидное прошлое, он всегда толкает нав вперед - в космос. Его конечная перспектива - внеземная. Он учит нас любить наши скользкие, эмбриональные, насекомовидные тела - чтобы мы смогли преобразить их. Как бы мы ни относились к творчеству Гигера, какие бы смыслы ни открывало нам оно, нельзя не признать его творческий гений. Широко пользуясь техникой шаблонов-накладок и распылителем, что, по его собственному признанию, позволяет художнику функционировать автоматически, за пределами обычного ясного сознания, он создает картины настолько реалистичные, что их можно принять за фотографии. (Что, кстати, однажды и подвело датских таможенников, отказавшихся пропустить их в страну. Гигер, рассказывая об этом случае, замечает: "Где, интересно, они думали, я фотографировал? В аду, что ли?") Сходя в гроб, Гигера благословил Дали - еще один представитель "сверхреализма". Искусство Гигера, как, впрочем, и всякое настоящее искусство, открывает новые измерения реальности, давая нам тем самым возможность расширить наше понимание мира и самих себя. Издательство: Zurich Год: 1991 Страниц: 77 Кат.# ISBN: 3-85591-019-7 Формат: pdf Размер: 120mb Качество: идеальное - HQ! Язык: german 8 архивов по 15mb. book.part01.rar book.part02.rar book.part03.rar book.part04.rar book.part05.rar book.part06.rar book.part07.rar book.part08.rar
|